Сегодня всё чаще можно увидеть эту формулировку на страницах электронных библиотек. Причём, как в ироническом, так и во вполне положительном смыслах. Явление довольно распространённое и широко известное, судя по частоте его упоминания и высоким рейтингам продаж фантастической литературы, причисленной к этому новому жанру.
Я специально занялась изучением данного вопроса. В мой список попали следующие известные личности: О. Громыко, Е. Петрова, О. Панкеева, Н. Первухина, А. Ветер, О. Безмирная, Ю. Морозова, Е. Самойлова, М. Ефиминюк, О. Мяхар, Н. Федотова и др.
Если предельно сжато, то типичный сюжет женского фэнтези строится приблизительно так (нужное подчеркнуть):
1. Главная героиня – ведьма (девушка со способностями, избранная, украденная принцесса, храбрая воительница).
2. Она попадает в параллельный мир, где обязательно в ассортименте есть гномы, драконы, тролли, вампиры, рыцари, колдуны и настоящий злодей, с которым ей, естественно, предстоит сражаться.
3. Девушку ждёт небывалый фурор среди тамошних представителей сильной половины человечества, даже если в своём мире она не пользовалась популярностью. О ней тайно вздыхают эльфы (от 1 до 3), рыцари (неограниченно), вампиры (нескольких достаточно), принцы или великие полководцы – 1 шт. Может, даже сам злодей, если он молод и привлекателен.
4. В числе друзей, приобретённых нашей героиней на тернистом пути (она стремится попасть домой, т.е. в родной мир, и это при том, что ей уготована роль императрицы или верховной магички), оказываются гоблины, некроманты, вервольфы, русалки и прочие.
5. Апофеозом всего становится развязка. Девушка влюбилась. Понятно это с первых страниц, но на протяжении всего повествования все (включая автора и читателя) делают вид, будто ничего не замечают, как не замечают чувств друг друга центральные персонажи. Ведут себя они странно: ссорятся, попадая в самые нелепые переделки. Шиком считается уронить товарища в кусты малины или спасти от жуткого зверя, чтобы затем всю дорогу пенять: «Боже, за что мне это наказание, надо было тебя скормить тому милому оборотню!».
6. Итогом многостраничных мучений является свадьба. Особенная черта всех произведений в стиле женское фэнтези заключается в странном нежелании главной героини выходить замуж за прекрасного принца (эльфа, коронованного вампира, царя оборотней, легендарного полководца). Из-под венца девушка буквально убегает... Но никто не позволит сорвать долгожданный happy end! Конечно, её ловят предусмотрительные подруги, упаковывают в роскошное платье и препровождают к истосковавшемуся супругу, ожидающему счастливого момента, когда законным образом сможет припомнить своей второй половинке и малинник, и оборотня, и всё остальное.
Из всех вышеперечисленных авторов, пожалуй, отдельного внимания заслуживают лишь книги О. Громыко и Е. Самойловой. Всё остальное – перепевки, комбинаторика и прочие ухищрения. Некоторые, в частности О. Мяхар и М. Ефиминюк, вовсе не скрывают того, что пишут по мотивам книг О. Громыко.
Определённой самостоятельностью отличается и О. Панкеева. Но это чтение на любителя. Весьма специфический подход с техническо-эротическим уклоном. Е. Петрову можно похвалить разве что за совершенно замечательный образ Лейны – героини одноимённого романа. Крайне милая и бесконечно ироничная стервочка.
Н. Первухина тяготеет к китайской мифологии, а вместе с тем – к А. Белянину. В серии её книг под общим названием «Ведьма» (очень традиционное название для женского фэнтези), в чертах главного персонажа мужского пола – писателя-фантаста, у которого женой становится та самая ведьма, означенная в заголовке, – явственно просматривается знакомый характер.
О. Безмирная порадует вас серией «Записки дроу по прозвищу Гром». Небольшое приятное разнообразие – в главной роли красавец тёмный эльф. Правда, в претендентках на «вечную любовь» ходит светлая эльфийка. Банально, однако...
Ю. Морозова назвала свой благославенный труд «Телохранитель для мессии». За основу взята и раздута до чрезвычайности ситуация с нежеланием выходить замуж за императора. Впрочем, надо отдать должное автору, девушку всё равно насильно обвенчали. После чего она благополучно бежала и до сих пор скитается где-то по лесам и степям чужого мира в компании воинствующих феминисток и одного горгона (горгоны-мужчины) в поисках обратной дороги домой.
А Н. Федотова, не мудрствуя лукаво, свою героиню выдала замуж за большого злодея. Точнее, его сына. В общем, за плохого парня, у которого проснулась совесть, когда он полюбил «любовью чистой» огневолосую предводительницу варваров с очаровательным мышонком на плече.
А. Ветер свою «Миледи трёх миров», вопреки жанру, снабжает мужем не из дворянского сословия. Он у неё... Кто бы вы думали? Правильно, ветер. Маг такой особый. Один из трёх братьев. И почему она выбрала именно этого – остаётся вопросом риторическим. Кстати, действие романа совершенно органично происходит в обоих мирах: и нашем, и параллельном. А во второй части дражайшая Миледи уже обзаводится малолетним наследником, приносящим массу хлопот. Дети с волшебным даром (а-ля Гарри Поттер) вообще трудно поддаются воспитанию и непопаданию во всякие страшненькие истории.
Ещё одна характерная чёрточка женского фэнтези – отождествление центрального действующего лица с собой любимой. Это прослеживается наиболее явственно у О. Громыко в серии с навязшим в зубах названием «Ведьма». Девушка носит имя Вольха – древнеславянский аналог Ольги. Кроме того, у Е. Петровой, где главную героиню так и зовут – Лена. Правда, в параллельном мире её немного переименовывают, и на свет появляется Лейна.
Резюмируя всё вышеизложенное, хочу дать совет: если вам скучно, нечем заняться, а думать совсем не можется – читайте традиционное женское фэнтези. Читайте его и тогда, когда вы одиноки, несчастны, мучаетесь тоской и ипохондрией или мечтаете о прекрасном принце. Веселее всех пишут М. Ефиминюк и Е. Петрова, несколько часов здорового смеха вам обеспечены. Только не распугайте соседей...